Библиотека
Социальная
значимость и востребованность школьной библиотеки и самой книги в настоящее
время увеличивается; усложняются запросы читателей, что заставляет
библиотекарей искать новые формы работы с книгой, внедрять инновации,
определять актуальные задачи и направления деятельности. Школьная библиотека –
это в первую очередь информационно – ресурсный центр школы. Основными задачами
библиотеки являются:
- обеспечение
участникам образовательного процесса (обучающимся, педагогам, родителям)
доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно – информационных ресурсов на различных носителях;
- воспитание
культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развития его творческого потенциала;
- формирование
навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
оценке информации;
-
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий, формирование комфортной библиотечной среды.
Для успешного
выполнения этих задач возможностей и ресурсов
школьных библиотек недостаточно, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с
районной детской библиотекой, районной библиотекой им. А.С. Пушкина,
библиотекой духовно – просветительского центра во имя святителя Иосафа,
библиотеками сельских поселений и некоторыми библиотеками области.
В Грайворонском
районе из 18 общеобразовательных учреждений 11 средних и 4 основных школы имеют
библиотеки. Четыре библиотеки объединены с сельскими библиотеками: Дунайская,
Ивано – Лисичанская, Косиловская и
Порозовская.
Материальная
база школьных библиотек соответствует требованиям. Компьютерной техникой укомплектованы
42,2% библиотек. По программе MARK – SQL начали работу три
библиотеки: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов» г.Грайворона», МБОУ
«Головчинская средняя общеобразовательная школа с УИОП», МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа им. В.Г.Шухова»
г.Грайворона.
В школах
работает 13 библиотекарей, из них имеют: высшее образование – 8 человек, среднее специальное
– 5 человек, из всего числа работающих, библиотечное образование имеют 7
человек.
Для того чтобы успешно управлять процессом информационного – библиотечного обслуживания необходимо в совершенстве владеть умением планировать свою работу. Повышение профессионального мастерства библиотекарей осуществляется через регулярное взаимопосещение занятий, открытых мероприятий. Занятия анализируются и вырабатываются рекомендации. Ведется работа МО по изучению, обобщению и распространению опыта школьных библиотекарей. Периодически проводится работа по повышению квалификации библиотекарей. Все библиотекари занимаются самообразованием.
Повышается
потребность библиотекарей в новых знаниях. Об этом свидетельствуют их
самообразование, освоение новых технологий (МАRK-SQL) , участие в дискуссиях, творческих семинарах.
Наблюдается высокая творческая активность школьных библиотекарей: обмен опытом работы, выступления на педагогических советах, оказание помощи молодым специалистам, участие в Неделе Детской книги, Неделе юношеской книги, Неделе Православной культуры, встреча с писателями А.А. Лихановым, Тамарой Крюковой, Станислав Тарасовым, Олегом Кирилловым, Евгением Дубравным, Галиной Кияновой, Владимиром Молчановым, Валерием Черкесовым, Жанной Бондаренко и др.
Происходит рост педагогического мастерства
школьных библиотекарей: участие во
Всероссийском конкурсе «Библиотекарь года - 2008», участие в работе
Съезда школьных библиотекарей
Центрального Федерального Округа, участие в конкурсе на соискание ежегодной
премии Губернатора Белгородской области «Призвание» (Кроп С.М. – победитель
2010 года).
Вырос авторитет
библиотекарей среди руководителей и педагогов школ, т.к. библиотекари стали
применять на практике такие приемы и формы работы, которые реально способствуют развитию школы в целом и
каждого ребенка.
В целом прослеживается переход от
потребительской мотивации участия библиотекарей в заседаниях МО к творческой,
причем, не только у библиотекарей с опытом, но и у начинающих.
Библиотекари отмечают, что встречи с
коллегами стали интереснее, что в МО сложился благоприятный для работы, творческий микроклимат.
Культуру ребенка, его художественные
и творческие способности и интересы развивает и семья, и школа, и социальное
окружение, и книги. Школьная библиотека – то место, где любой ученик может получить книгу бесплатно,
осуществляя свое право на культурное и творческое развитие личности, право на
специализированную помощь в образовании и приобщении к источникам мировой
культуры. И именно школьная библиотека призвана сыграть большую роль в качественном образовании и
воспитании культурного человека.
Творческая, интеллектуальная атмосфера в
библиотеке способствует и хорошему настроению читателей, и воспитанию любви к
книге, и развитию творческого
потенциала.
Какие бы новые технологии не вторгались в наш
век информатизации, Чтение –
традиционный и до сих пор самый распространенный способ получения знаний.
Однако признанной тенденцией последнего времени является снижение интереса к
самому чтению.
«Положи свое
сердце у чтения». Эти строки были написаны на одном египетском
папирусе почти шесть тысяч лет тому назад, еще при зарождении письменности.
Какие удивительно мудрые слова!