Ключевая задача следующего учебного года – «что такое качество образования?».
Мы сделали шаг в сторону изменения системы оплаты труда учителей: в рамках комплексного проекта модернизации образования в регионах начинают учитывать при оплате все виды деятельности, не только уроки. Другим существенным принципом новой системы оплаты труда является поощрение результативности.
И теперь самое время более строго определить: а что такое результативность школы и труда учителя сегодня в России.
Досужие и скрупулезные методологи тут же возразят: а нельзя было заранее, до того как запустили комплексные проекты, определить, что такое результативность?
Надо было, конечно, но, как говорила моя бабушка, базарные цены с домашними расчетами не всегда сходятся. Абстрактные построения результативности школы без реального вовлечения потребителей-граждан и серьезного внимания со стороны распределителей финансовых ресурсов приводили лишь к дурным бесконечностям «моделей выпускника» или «гармонично развитой личности», построенных по лекалам морального кодекса строителя коммунизма.
Задавать шаблон личности и по этому образцу строить оценку учения и учительства – занятие увлекательное, но к реалиям жизни никакого отношения не имеющее.
Хотя в эпоху советской власти соответствие моральному кодексу строителя коммунизма по внешним параметрам было полезно – это отражалось в такой важной институциональной норме как «характеристика» и помогало поступить в институт, продвинуться по службе, поехать в заграничную командировку, даже получить квартиру.
Можно сказать, что «портфолио» в виде школьной характеристики выпускника было тем аналогом комплексной оценки качества, к которой мы сегодня приходим.
Отметки в аттестате – важно, а вот какая у тебя «характеристика»? Это, конечно, форма, а по содержанию – что характеризует результат школьного образования, что показывает потенциал и возможности выпускника, причем показывает прежде всего ему самому?
Сегодня все чаще люди произносят слово «компетентность». Способности человека действовать в ситуации неопределенности. Это понятие уже перекочевало из сугубо экспертной или научной стилистики, и постепенно становится общепринятым. Возможно, это единственное за последние 20 лет образовательное понятие, которое станет ориентиром в повседневной жизни людей.
И вот мы видим, что современное качество образования – это уровень предметных знаний, безусловно. Но еще и надпреметные компетенции выпускника – как он ищет информацию, находит общий язык с другими людьми, ориентируется в сложных экономических отношениях, как он или она могут преподнести себя, как могут вести дискуссию, настойчиво, но не агрессивно… Это и есть компетентности, важнейший результат образования, который пока никак не оценивается и не поощряется.
Но есть еще важный результат образования и показатель его качества – участие ребят в общественно значимой жизни. Это тоже у нас было – тимуровское движение, Вахта памяти, краеведение, поисковые отряды… Качество образования определяется не только соревновательными показателями, но и самим фактом участия школьников в деятельности, приносящей обую пользу. Это собственно и есть воспитание. Если мы хотим, чтобы такая деятельность была, надо сделать две вещи: учесть ее в аттестации учеников и учителей, а учителям еще и платить за организацию такой деятельности.
…Если бы спросили, о чем самом важном Президент России должен сказать перед тем, как его сменит на этом посту другой человек, я бы ответил: о том, что, по его мнению, является современным качеством образования?
На Совете безопасности, или перед 1 сентября, или чуть позже на заседании Совета по национальным проектам, чтобы от имени нации Президент сформулировал основные ориентиры результативности школы. То, что сегодня является необходимым ресурсом, запасом, багажом, орудием, с которым выпускники могут быть успешными, приносить пользу и себе, и другим.
Предметные знания, компетентности и полезная для общества деятельность.
Если Президент это скажет – будет нам комплексная модернизация школы.
Александр Адамский
Школьная форма
Имеет ли право образовательное учреждение вводить обязательное ношение школьной формы на территории учреждения?
В письме Министерства образования Российской Федерации от 14 ноября 2000 года № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» указывается на то, что с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано.
Тем не менее введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п. 13 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения.
Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ должен являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы. Безусловно, при обсуждении данного вопроса должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей.
Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
Таким образом, решение о введении в образовательном учреждении обязательной школьной формы может быть принято образовательным учреждением при наличии согласия всех участников образовательного процесса – учителей, учащихся, родителей. При этом требование об обязательной школьной форме должно быть закреплено в уставе образовательного учреждения.
Правовой отдел ИПОП «Эврика»
Достучаться до небес
Олег Смолин, первый зампред Комитета Государственной Думы по образованию и науке:
«В 2003/04 учебном году в России было закрыто 686 общеобразовательных сельских школ, в 2004/05 году – 575, в 2005/06 учебном году – 654. Другими словами, только общеобразовательных школ за эти три года было закрыто почти две тысячи. Убежден, это не только вопрос права ребенка на образование, это не только вопрос о развитии человеческого потенциала России, а, к сожалению, приходится констатировать, по сравнению с другими странами, несмотря на экономический рост, по уровню человеческого потенциала наша страна идет не вверх, а вниз: 55-е место в 1999 году, 65-е место – согласно последнему докладу.
Я убежден, что это и вопрос национальной безопасности нашей страны.
Ни для кого не секрет, и это тысячи раз обсуждалось, когда исчезает сельская школа – исчезает село, когда исчезает село – наша страна превращается в огромную, но безлюдную территорию. Мы бы очень не хотели, чтобы в конце концов сбылся прогноз Владимира Набокова, который однажды сказал: "Россия может разделить судьбу Древнего Рима – культура останется, а народ исчезнет".
Самое главное – представить позитивный опыт и возможные пути решения проблемы сельской школы, во многом новые пути, для того чтобы совместными усилиями достучаться до власть предержащих и вместо того, чтобы закрывать сельскую школу, превращать ее в основу для возрождения и развития села».
Из стенограммы общественных слушаний на тему "Сельская школа как производственно-технический и социокультурный центр"