Проблема поиска системы новых типов уроков в личностно-ориентированной технологии
Скоромная Валентина Николаевна родилась в селе Козинка
Грайворонского района Белгородской области 31 августа 1958 года. После
окончания школы в 1975 году поступила на работу в Козинскую среднюю школу на
должность старшей пионерской вожатой. За эту работу дважды была награждена
знаком ЦК ВЛКСМ «Лучшему учителю-комсомольцу». В 1977 году поступила на заочное
отделение исторического факультета Курского педагогического института. В это
время продолжала работать в Козинской средней школе, а затем – в Борисовском Доме
пионеров методистом и директором. В 1980 году вновь вернулась в родную школу. С
1984 по 1988г.г. работала директором Козинской средней школы.В настоящее время работает учителем истории,
обществознания и мировой художественной культуры. В течение многих лет
руководит школьным краеведческим музеем.Является лауреатом районных конкурсов «Учитель года» 1999, 2004, 2008 г.г. В 2008 г. победила в конкурсе
лучших учителей образовательных учреждений Белгородской области. Имеет звание
«Почётный работник общего среднего образования РФ».
Более 10 лет Скоромная
Валентина Николаевна занимаетсяпроблемой поиска системы новых типов уроков в личностно-ориентированной
технологии. Первоначально она отрабатывала приёмы работы с опорными конспектами
по методике В.Ф.Шаталова. В условиях модернизации школьного образования такая
методика работы не потеряла своей актуальности, но потребовала
усовершенствования. Это привело учителя к поиску новых технологий. Свой выбор
она остановила на модульной технологии, так как она является формой
интерактивного обучения и даёт возможность проводить учебные занятия в режиме
взаимодействия. На уроках истории и обществознания общение происходит на таких
уровнях, как «ученик – ученик», «ученик – учитель», что даёт возможность
совместного обсуждения проблемы урока и отстаивания собственных взглядов.
Ответы школьников являются не простым повторением текста учебника, а
отстаиванием собственного видения проблемы. На основе самостоятельной работы, с
источниками обучающиеся приходят к собственным выводам по проблеме урока.
Скоромная Валентина Николаевна работает по проблеме «Использование модульной
технологии как формы личностно-ориентированного обучения на уроках истории и
обществознания» в течение пяти лет. Последние два года её работа направлена на
исследование и использование в обучении микромодулей. В основу методики работы
учителя положено репродуктивно-рационализаторское использование технологии
работы с микромодулями, предложенной доктором педагогических наук, профессором,
заслуженным учителем РФ В.В.Шоганом. Данную технологию, направленную на
переживание ребёнком состояний «чистого» сознания и самодвижение детского
сознания, Скоромная В.Н. использует с учётом требований модернизации школьного
образования. Технология микромодульного обучения требует в начале изучения
новой темы проведения урока-образа, урока-символа. Для создания такого образа
учитель использует не отвлечённый образ, а краеведческий материал, экспонаты
школьного музея, результаты исследовательской деятельности старшеклассников.
Это позволяет почувствовать историю «в себе», причастность к
культурно-историческим событиям членов своей семьи, определить место своего
края в истории страны.
В работе
используются материалы сайтов по краеведению, созданных ранее учащимися старших
классов под руководствомучителя,
материалы краеведческогомузея,рабочиететрадипоисториииобществознанию.
На уроках
истории и обществознания Скоромной В.Н. созданы такие условия,в которыхпробуждаютсяобразныепредставления о темеурока и
развиваетсялогическоемышлениечерез обращение к собственной истории,
обучающиеся чувствуют собственное присутствие
в истории или в общественном явлении. Учитель разработала систему краеведческих
и образных микромодулей, обращённых к тому или иному культурно-историческому
явлению. Основными приёмами обучения на уроках являются приёмы создания образа
культурно-исторического явления, создания проблемно-логической ситуации,
самостоятельного мыслительного действия,